Причины и способы борьбы с детским воровством
Дети детское воровство, детское воровство причины, детское воровство советы психолога, детское воровство что делать
Многие родители знакомы не понаслышке с такой проблемой как детское воровство. Часто стыдно признать, что чадо совершило «ужасный» поступок – присвоило себе чужую вещь.
Хорошо, что с этой проблемой можно бороться. Первым шагом мам и пап станет понятие того, что нужно наладить доверительные отношения. При определении точной причины детского воровства нужно руководствоваться возрастом ребенка.
Вряд ли кто-то осмелится назвать дошкольника или школьника младших классов вором, хотя уже в 5 лет ребенок знает, что такое личная собственность. Тем не менее, мотивы, толкающие дошкольников на воровство, не имеют никакого криминального подтекста.
Краткое содержание материала:
- Причина 1 – желание владеть чем-то
- Причина 2 – желание сделать кому-то приятное
- Причина 3 – привлечение внимания сверстников
- Причина 4 – месть
- Причина 5 – недостаточно развитое чувство воли
- Не пойман – не вор
- Познавательное видео
Причина 1 – желание владеть чем-то
3-летний малыш видит у своего сверстника машинку. Он ее тайком крадет и уносит домой. Такой поступок объясняется просто: у малыша еще не развиты понятия «твое», «мое», «чужое». Он уверен, что все принадлежит ему.
Маленького ребенка не будут обвинять в воровстве, но обязательно объяснят, что так делать нельзя. Родители должны рассказать и не раз, что брать чужие вещи нехорошо.
При этом, вместо того чтобы ругать ребенка, куда эффективнее спокойно разобрать конкретную ситуацию, заострив внимание на переживаниях человека, утратившего вещь.
Ребенок сам должен захотеть вернуть украденную вещь владельцу. Не нужно заставлять его делать это самому, можете пойти вместе с ним. Главное, чтобы ваш малыш знал, что всегда имеет право на поддержку. И вообще, порой ребенку нужно оставлять пути к отступлению.
Допустим, сын вернулся домой с чужой игрушкой и утверждает, что ему ее подарили. Вместо того чтобы обвинять его в воровстве и говорить, чтобы он немедленно отнес ее обратно, стоит в шутливой форме сказать: «Наверное, ты так сильно хочешь такую машинку, что когда тебе дали с ней поиграть, ты подумал, что тебе ее отдали навсегда»
То же самое, если вы заметили, что ребенок украл что-то у вас из сумки, и вы точно знаете, что это он: «Никак не могу найти очки, наверное, в нашем доме поселился домовой. Давай поставим ему варенье, и он вернет нам пропажу».
Этот мотив детского воровства характерен и для школьников младших классов. В 6-летнем возрасте ребенок прекрасно осознает, что брать чужое нельзя, но он не в состоянии преодолеть искушение.
Воришку мучают сомнения, ведь он причинил вред другому человеку, но он находит массу оправданий своему поступку.
Причина 2 – желание сделать кому-то приятное
Эта причина связана с непониманием понятий «свои» и «чужие» вещи. Можно ли назвать пятилетнего мальчика воришкой, если он, испытывая симпатию к сверстнице, подарил ей мамино колечко?
Еще один пример: ребенок украл у воспитательницы со стола красивые часики, потому что посчитал, что они понравятся его маме. Он хотел сделать приятное, и то, что он поступает плохо, ему даже не пришло в голову.
Причина 3 – привлечение внимания сверстников
В 6-летнем возрасте ребенку становится небезразличным его положение в обществе. В этом возрасте условием счастья для деток является хорошее отношение к ним окружающих.
Прибавьте к этому друзей и материальный достаток. Школьнику важно, как к нему относятся сверстники. Чтобы завоевать их уважение, он готов пойти на все доступные ему способы.
Нередко дети крадут деньги, чтобы накупить сладостей и угостить друзей во дворе. Таким образом они завоевывают желаемое признание.
Цель кражи бывает настолько для ребенка важна, что способна затмить страх наказания. В этом случае одними разговорами о недопустимости воровства не обойтись.
Нужно работать с причиной неприемлемого поведения: низкой самооценкой, неразвитыми навыками общения. Расскажите своему чаду, что такое «дружба».
Причина 4 – месть
«Мама отказалась мне покупать машинку, порисую я ее помадой вместо фломастера, пусть знает». Стоит заметить, что желание ответить обидой на обиду, не самая страшная причина воровства.
Куда серьезнее обстоят дела, когда ребенок начинает воровать назло вечно недовольным или постоянно занятым родителям или в желании отомстить более благополучным сверстникам. Нередко старшие дети из-за недостатка внимания выбрасывают вещи младших братьев и сестер.
Причина 5 – недостаточно развитое чувство воли
Дети в возрасте от 8 до 11 лет часто воруют потому, что не могут на свое «хочу!» сказать твердое «нет!». Им очень стыдно за свои поступки, но они не в состоянии справиться с соблазном.
Что можно порекомендовать в этом случае? Научите ребенка самостоятельно принимать решения и чувствовать ответственность за свои действия. Для начала перестаньте за него делать то, с чем он может справиться сам.
Второй шаг: предложите ему самому ставить перед собой задачи и выполнять их. Начните с самого простого: позвольте ребенку самому решать, чем он будет заниматься на выходных, и не меняйте его программу.
Третий шаг: «повесьте» на сына или дочь ответственность, например, за выполнение уроков младшего брата и т.д.
Никто не посмеет назвать вором 3-летнего малыша, захватившего из садика без спроса чужую вещь. Однако, чем старше становится ребенок, тем вероятнее сопоставление его поступка с «кражей» как таковой.
Между тем известны случаи, когда детки и в возрасте 8 лет не осознавали, что нарушают общепринятые нормы, как, впрочем, и случаи, когда 5-летние сорванцы, воруя чужие вещи, прекрасно знали, что поступают плохо.
Не пойман – не вор
Установлено, что не воруют детки, которые умеют сдерживать свои желания. Воровство нехарактерно деткам с развитой волей и нравственными представлениями. Не крадут эмоционально благополучные детки.
Обычно малыши начинают воровать, когда в доме наблюдается напряженная обстановка. Возможно, ребенку не хватает внимания или он ревнует родителей к младшим сестрам и братьям, а, возможно, он недавно пережил развод родителей.
Если составлять психологический портрет маленького воришки, на первое место ставится его доброжелательность. Заметив к себе хорошее отношение, он готов долго и много рассказывать о себе.
Как правило, это очень уязвимые детки, которым важна поддержка близких. Доверительная беседа – самая эффективная профилактика рассматриваемой проблемы.
Однако, как бывает чаще всего, родителей злит, что их ребенок, совершив ужасный поступок, ведет себя так, будто ни в чем не виноват. Такое поведение вызывает гнев: украл – покайся, только тогда можно будет пытаться наладить отношения.
При разговоре проявляйте чуткость. Перед вами не вор, а ребенок. Дав волю своим чувствам, вы рискуете «украсть» у него уверенность в вашей любви, а заодно и уверенность в себе.
Некоторые родители в эмоциях бьют воришек по рукам, грозятся в следующий раз вызвать милицию и т.д. А после продолжают высмеивать и стыдить малыша, обсуждать проблему со знакомыми в его присутствии.
В результате между взрослыми и ребенком вырастает стена. Пусть о таких радикальных мерах ваше чадо лучше узнает из страшных рассказов и радуется, что его родители никогда не оставят его в беде.
В возрасте 12+ дети крадут осознано. При этом воровство часто становится вредной привычкой. В то же время надо учитывать то, что воровство может быть следствием разных причин.
Важно понять мотив действий малыша. Родителям следует знать, что среди подростковых компаний популярны так называемые «кражи престижа». Ребенок «на спор» начинает воровать, чтобы подтвердить свой статус в компании, тем временем сам не подозревая, как втягивается в порочный круг.
Самый лучший пример правильного поведения взрослых описан в книге А С. Макаренко «Педагогическая поэма».